Каморка

Привет, Гость
  Войти…
Регистрация
  Сообщества
Опросы
Тесты
  Фоторедактор
Интересы
Поиск пользователей
  Дуэли
Аватары
Гороскоп
  Кто, Где, Когда
Игры
В онлайне
  Позитивки
Online game О!
  Случайный дневник
BeOn
Ещё…↓вниз
Отключить дизайн


Зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
   

Забыли пароль?


 
yes
Получи свой дневник!

Каморка > Цитатник пользователя


понедельник, 17 ноября 2014 г.
Океан Эльзы. 02:28:23
Запись только для зарегистрированных пользователей.
воскресенье, 16 ноября 2014 г.
Amelia Foster 15:51:15
Запись только для меня.
среда, 19 июня 2013 г.
псих 1 verstehen в сообществе Spickzettel 22:57:03
ПСИХОЛОГИЯ
1. Классификация методов психологического исследования (по Б. Ананьеву). Основные требования к организации психологического исследования.
Борис Герасимович Ананьев, предлагая методы психологической науки, разделял их на четыре группы: организационные, методы обработки данных, методы интерпретации. Организационные методы включают сравнительный – то есть сравнение одного вяления, проявляющегося у разных объектов; и лонгитюдный метод – изучения одного объекта на протяжении длительного времени. К методам сбора эмпирических данных Ананьев относил: обзервационные методы – то есть интроспекция и наблюдение со стороны; экспериментальные методы – психолог сам меняет ситуацию, вслед за изменением ситуации меняется фактор, на который психолог не может повлиять прямо. Различается лабораторный эксперимент, полевой эксперимент, при котором используется как можно меньше приборов и нелабораторный эксперимент, при котором человек находится в естественной для него среде. Также к эмпирическим методам относятся психодиагностические методы (стандартизированное и проективное тестирование); праксиметрические методы (изучение продуктов деятельности личности); моделирование; беседа. Методы обработки данных по Ананьеву включали в себя качественный и количественный анализ (статистика). В методы интерпретации входили структурный метод (психолог наблюдает за деятельностью испытуемого, составляя структуру его психической активности) и выводы, сделанные на основании развития испытуемого. Самыми распространенными эмприческимим методами является наблюдение и беседа. С помощью беседы психолог может получить необходимые ему данные о человеке в общении с ним. Преимущества этого метода состоят в том, что психолог может наблюдать за реакцией испытуемого, его эмоциями, что дает дополнительную информацию о нем. Тем не менее, этот метод является субъективным и зависит от личного мнения психолога. Наблюдение также является субъективным методом психологической науки. Его суть заключается в том, что наблюдаемая личность не знает, что за ней наблюдают. Для метода наблюдения существует целая методика его правильного использования.
Классификация методов по Б.Г. Ананьеву.
Выделяет 4 группы:
1. Организационные методы:
1.сравнительный (поперечный),
2.лонгетюдный (продолный),
3.комплексный.
2. Эмпирические:
1.наблюдение, самонаблюдение;
2.эксперимент;
3.психодиагностические методы (тесты, опросники, анкеты, интервью, беседа, социометрия);
4.анализ процесса и продуктов деятельности;
5.биографический метод.
3. Методы обработки данных:
1.количественная обработка;
2.качественная обработка;
4. Интерпретационные методы:
1.генетический метод – это интерпретация материала в характеристиках развития, установление вертикальных связей между уровнями развития;
2.структурный метод – это установление горизонтальных связей между всеми изучаемыми характеристиками данного психологического феномена.
Специфические требования к методам исследования:
(с возрастом они меньше, мягче)
1.Привлекательность деятельности.
2.Кратковременность процедуры.
3.При проведении системного исследования необходимо построение эквивалентных по содержанию серий стимульного материала.
4.Легкость овладения формальной стороной выполняемой и регистрируемой в эксперименте деятельности.
5.Возможность завершения каждого экспериментального задания удачей для испытуемого или видимости удачи.
6.Эксперимент дает более объективные результаты, когда он учитывает актуальные потребности и проводится в виде ведущей деятельности.
Требования к наблюдению:
1.Не проводить в первую встречу с ребенком, должна быть привычка к наблюдателю.
2.С маленьким ребенком больший эффект от скрытого наблюдения.
3.По частоте наблюдения:
– от рождения до 2–3 мес. наблюдение должно проводиться ежедневно;
– до года – еженедельно;
– 1–3 лет – один раз в мес.;
– 3–7 лет – один раз в 6 мес.;
– со школы – раз в год.
Требования к опросу:
1.Контакт с ребенком.
2.Помнить, что система понятий и их содержание разное в разном возрасте.
3.Фиксация результатов опроса – ассистентом или технические скрытые средства.

2. Ощущение: общее понятие, физиологическая основа, видовая классификация, Особенности развития сенсорной сферы младшего школьника.
О богатстве окружающего мира, звуках, красках, запахах, температуре, величине и о многом другом мы узнаем благодаря органам чувств. С их помощью человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды. Это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание. Органы чувств дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире. Если бы человек лишился всех органов чувств, он не знал бы, что происходит вокруг него, не мог бы общаться с окружающими людьми, находить пищу, избегать опасность. Человеку все время необходимо получать сведения об окружающем мире.
Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма, при непосредственном действии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. (Петровский)
Что же представляют собой ощущения по своей сущности?
Материалистическое учение об ощущениях утверждает, что предметы и их свойства первичны, ощущения же – результат воздействия материи на органы чувств. При этом ощущения дают верный снимок объективной действительности. Критерием истинности ощущений служит практика, деятельность субъекта. Ощущения отражают действительные свойства предметов и явлений материального мира, воздействующих на органы чувств субъекта, но существующих независимо от него.
Для возникновения ощущений недостаточно, чтобы организм подвергался соответствующему воздействию материального раздражителя, но необходима некоторая работа самого организма. Эта работа может выражаться или только во внутренних процессах или также и во внешних движениях, но она всегда должна быть. Ощущения рассматриваются как активный процесс. Это представление лежит в основе рефлекторной теории ощущений. Сложные ощущения, требующие различия или узнавания предмета, вообще невозможны без активных движений. Например: чтобы различить с закрытыми глазами предмет, надо ощупать его. Такие признаки предмета как гладкость, шероховатость, величина воспринимаются, если ощупывающая рука движется. Ощущение возникает в результате преобразования специфической энергии раздражителя, воздействующего в данный момент на рецептор, в энергию нервных процессов. Таким образом, ощущение – это чувственный образ или его компонент, а также деятельность или ее компонент. В процессе длительного исторического развития сформировались особые воспринимающие органы, которые специализировались на отражении различных видов движения материи – рецепторы. Кожные рецепторы отражают механическое воздействие; слуховые – звуковые колебания; зрительные – электромагнитные колебания, и т.д. Рецепторы – специализированные нервные окончания, преобразующие раздражение в нервное возбуждение. Чувствительность зависит от типа нервной системы. Известно, что люди с сильной нервной системой обнаруживают большую выносливость, чем люди со слабой нервной системой.
Анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействия определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущение, Павлов назвал анализатором.
Анализатор состоит из трех частей:
1.периферического отдела (рецептора), являющегося трансформатором внешней энергии в нервный процесс.
2.афферентных (центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервов, проводящих путей, соединяющих периферический отдел анализатора с центральным.
3.подкорковых и корковых отделов (мозговой конец) анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.
В корковом отделе каждого анализатора есть ядро – центральная часть где сконцентрирована основная масса рецепторных клеток, и периферия, состоящая из рассеянных клеточных элементов, которые расположены в различных областях коры. Рассеянные элементы данного анализатора входят в области, смежные с ядрами других анализаторов. Тем самым обеспечивается участие в отдельном акте ощущения большой части всей коры головного мозга. Определенным клеткам периферического отдела анализатора соответствуют определенные участки корковых клеток. Опыты позволяют довольно точно определить локализацию в коре тех или иных видов чувствительности. Так представительство зрительных чувств сосредоточено в затылочных долях головного мозга, слуховых чувств в задней центральной извилине. Для возникновения ощущений необходима работа всего анализатора как целого. Воздействие раздражителя на рецептор вызывает раздражение. Начало его заключается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецептором. От него по центростремительному нерву процесс достигает ядерной части анализатора. Когда возбуждение достигает корковых клеток анализатора, возникает ответ организма на раздражение – мы ощущаем свет, звук, вкус или другие качества раздражителя. Анализатор составляет исходную и важнейшую часть всего пути нервных процессов или рефлекторной дуги, которая состоит из рецептора, проводящих путей, центральной части и эффектора. Взаимосвязь рефлекторной дуги обеспечивает основу ориентировки сложного организма в окружающем мире. Предметы, воздействуя своими физическими свойствами на органы чувств вызывают в окончаниях чувствительных нервов, воспринимающего органа-рецептора – нервный процесс возбуждения. Оно передается по проводящим нервным путям в мозг, где в специализированных клетках, составляющих корковую часть анализатора, физиологический процесс превращается в психологический – ощущение. Человек осознает, что-то, что на него воздействует, отражает качество предметов и явлений. Вместе с тем воздействия внешней и внутренней среды на периферическую часть анализатора вызывают ответную реакцию: человек прислушивается, отдергивает руку, и т.д. От действующего органа (глаза, уха, руки) в кору головного мозга поступает обратный сигнал о деятельности рецептора. Благодаря обратной связи между рецептором и центральным ядром анализатора мозг непрерывно регулирует деятельность внутренних органов и органов движения. Ощущения – форма отражения адекватных раздражителей. Ощущения имеют свои специфические раздражители, но разные виды ощущений характеризуются общими для них свойствами.
Различные органы чувств могут быть более или менее чувствительными к отображаемым ими явлениям. Чувствительность органов чувств определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях оказывается способным вызывать ощущения. Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Раздражители меньшей силы – подпороговые – не вызывают возникновения ощущений, сигналы о них не передаются в кору головного мозга. Однако подпороговые импульсы не безразличны для организма. В клинике нервных болезней получили факты, когда слабые подкорковые раздражители создают в коре больших полушарий доминантный очаг и способствуют возникновению галлюцинаций.
Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Между ними существует обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Очень высока чувствительность зрительного и звукового анализатора. Человеческий глаз способен видеть в полной темноте горящую свечу на расстоянии до 27 км.
Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при которой возникает еще адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителя вызывает в рецепторах лишь болевое ощущение (слепящая яркость). Величина нижнего и верхнего абсолютных порогов зависит от различных условий: характера деятельности, возраста человека, состояния рецептора, т.п. С помощью органов чувств мы можем различать раздражители по их силе и качеству.
Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающие едва заметное различие ощущений, называется порогом различения, разностным порогом. Порог различения характеризуется относительной величиной, постоянной для данного анализатора. При непрерывном и длительном воздействии какого-либо раздражителя на соответствующий рецептор приспосабливается к нему, впоследствии чего, начинает снижаться интенсивность нервных возбуждений, передаваемых от рецепторов к коре, что лежит в основе адаптации. Адаптация (приспособление) – это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя.
Все виды адаптации особенно проявляются в сфере слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса и свидетельствует о большой пластичности организма, его приспосабливаемости к условиям среды. Это явление объясняется процессами в центральных отделах анализаторов. При длительном раздражении кора мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снимающим чувствительность. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов, называется взаимодействием ощущений. Все анализаторные системы способны в большей или меньшей мере влиять друг на друга. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии. Повышение чувствительности в результате взаимодействия называется сенсибилизацией. Взаимодействие ощущений проявляется в еще одном роде явлений – синестезии. Синестезия – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.
Все это – доказательство того, что наши ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической трудовой деятельности.

Таблица. Виды ощущений
Вид ощущенияОрган чувствЧасть коры головного мозгаКачественные ощущенияВид энергии
Зрительные ощущенияГлаза, сетчатка, палочки, колбочкиЗатылочная доляЯркость, контрастность, цветСветовая энергия, световая волна
Слуховые ощущенияУши, рецепторы, волосковые клеткиВерхние височные долиЧеткость, сила звука, высота, тембр, длительность звука, темпо-ритмические особенности, громкостьЗвуковые волны
Вибрационные ощущенияКожа, вестибулярный аппаратВисочная доляТрема (дрожь)Колебания упругой среды
Обонятельные ощущенияСлизистая, чувствительные клетки.Височная доляРаспознание качества пищи, насыщенные, слабыеЧастицы, растворенные в воздухе
Вкусовые ощущенияВкусовые почки, языкВисочная доляСладкий (кончик), горький (корень), кислый (бок), соленый (кончик)Возникает в результате воздействия химических свойств
Кожные ощущенияпокров кожи, язык, слизистая оболочка ртаРассеяны по коре головного мозгаТепло, холод, боль, тактильные, температурные ощущенияРезультат действия химических, термических свойств
Двигательные ощущенияМышцы, связки, суставыЛобная доля, теменная доляДвижение, положение телаВибрационное воздействие, давление
Органические ощущенияПищевод, желудок, кишечник, слизистая оболочкаВисочная доляГолод, жажда, боль.Воздействие химического состава пищи, механическое воздействие грубой пищи
Осязательные ощущенияКожа, кончики пальцевВисочная доляТепло, холод, боль, качественные признакиРезультат действия химических, термических свойств
Ощущения равновесияЛабиринт, вестибулярный аппаратЛобная доляТошнота, рвотаДавление, воздействие других сред
Болевые ощущенияПоверхность кожи, рецепторы, мышцыВисочная доляБоль, ослепляющий свет, оглушительный звук, сильный холод, тепловое излучениеВоздействие внешних признаков


3. Память: общее понятие, видовая классификация, законы памяти, приемы эффективного запоминания. Особенности развития памяти в младшем школьном и подростковом возрасте.
Если мы задумаемся на минутку, во что могла бы превратиться наша жизнь, будь человек, совершенно лишен памяти: он бы не знал кто он такой, где находится и какое сегодня число, он не смог бы говорить, читать писать и пользоваться столовыми приборами. Даже если бы ему сказали, как его зовут, он все равно не запомнил бы, более того он никогда даже и не осознал бы, что у него нет памяти.
Память - это одна из видов психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.
Существуют несколько оснований для классификации форм и видов памяти.
•В зависимости от способа хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.
Мгновенная (иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с.
Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 - 9 единиц информации и определяется количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание. «Мозг среднего человека, - говорил Эдисон, - не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз».
Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.
Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.
Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно).
•по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, выделяют двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов.
Эмоциональная память – это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.
Образная память - это память на представления, на картины природы в жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами: как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности. Поразительно высокого уровня они могут достигать в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например у слепых, глухих и т. д.
Содержанием «словесно-логической памяти» являются наши мысли. Словесно-логическая память специфически человеческая память в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Словесно-логической памяти принадлежит ведущая роль в усвоении знаний учащимися в процессе обучения.
•по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную;
Произвольная память - запоминание и воспроизведение: осуществляющиеся при участии активного внимания; и требующие волевых усилий человека.
Непроизвольная память - запоминание и воспроизведение, осуществляющиеся: без волевых усилий человека; без контроля со стороны сознания; без участия произвольного внимания.
Правила запоминания
•Не стоит чередовать однотипную умственную работу. Лучший способ забыть только что выученное - сразу вслед за этим пытаться запомнить другой, но сходный материал.
•Перерывы, которые мы делаем во время интенсивной интеллектуальной работы, нужно заполнять максимально неинтеллектуальной деятельностью (прогулка, физические упражнения).
•Важную информацию лучше запоминать утром, а самую важную - перед сном.
•Нужно учитывать, что в первые 10-20 минут серьезной умственной работы сказывается эффект торможения от предыдущей деятельности.
•Избегайте по возможности отвлечений во время работы! Кто-то позвал, зазвонил телефон – все это тормозит предыдущую деятельность.
•При чтении старайтесь не допускать возврата глаз по строке. Возвращаясь к уже прочитанному, мы нарушаем логический строй повествования, и тем самым выключаем оперативную память.
•Используйте эффект незаконченного действия для уменьшения торможения. Не заучивайте до конца. Перенесите немного работы на утро. Тогда эмоциональное напряжение, вызванное незаконченным действием, закрепит запоминание.
Приёмы эффективного запоминания
Многие люди недовольны работой памяти, поскольку в нужный момент не могут вспомнить нужные сведения. Знание разнообразия способов улучшения работы своей памяти будет полезно каждому.
Приемы произвольного запоминания можно разделить на две группы: основанные на выявлении внутренних связей, существующих в самом материале, и на привнесении извне искусственных связей в запоминаемый материал. Последние называются мнемоническими, и применяются они в тех случаях, когда нет содержательных знаний о внутренней структуре материала или трудно ее выявить. Здесь мы рассмотрим несколько мнемонических техник: локальной привязки, словесных посредников, разбиения на группы.
Локальная привязка, или метод мест, состоит в построении для запоминания опорного ряда, состоящего из хорошо знакомых или легко заучиваемых объектов. Последовательность объектов в опорном ряду организована так, что жестко предопределен порядок их перечисления. На практике таким опорным рядом может служить последовательность комнат в своей квартире, домов на своей улице и т.д. Человек сначала заучивает опорный ряд, затем использует его элементы, чтобы сопоставить с ними элементы запоминаемого ряда.
Метод словесных посредников по существу близок к предыдущему. Он также основан на соотнесении двух рядов объектов — предназначенного для запоминания и опорного, организованного в осмысленную фразу.
Облегчает запоминание и группировка — разбиение ряда объектов на части и объединение частей в ритмическую структуру при произнесении названий объектов, например при запоминании номера телефона 6695668 он разбивается на группы 669-5-668.
Еще один из приемов мнемотехники, получивший особенное распространение в последние десятилетия в связи с растущей тенденцией к экономии времени - акронимы. Он состоит в составлении сокращенных названий из первых букв. Например: СНГ ЮНЕСКО, ООН, НАТО.
Разнообразие приемов запоминания не только повышает эффективность запоминания, но и создает положительный эмоциональный настрой.
Если же необходимо запомнить обычный материал, то для этого есть три возможности: повторение, обобщение и искусственное повышение его личностной ценности.
Один из наиболее эффективных способов облегчения произвольного запоминания — создание нужной установки. Установка на запоминание создается с помощью самоинструкции, направленной на достижение требуемой полноты, точности или прочности запоминания. Она влияет не только на сам факт запоминания, но и на длительность сохранения.
Для эффективного использования установки следует тщательно формулировать самоинструкцию для запоминания: в ней должны быть максимально отражены требования к полноте материала при вспоминании, его точности и к длительности его сохранения. Нужно четко дифференцировать материал, указывая, что следует запомнить на время, что — навсегда, что — дословно, а что лишь принять к сведению или уяснить себе общий смысл запоминаемого.
Запоминание существенно улучшается в активной деятельности. Материал легче запомнить, если четко сформулировать цель деятельности.
Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, потому что пересказ — это активная, организованная целью умственная работа.
Еще один способ, при котором для облегчения запоминания большого и сложного материала: составляют его план, в явном виде содержит все упомянутые приемы. Составление плана или блок- схемы включает в себя разбивку материала на части, придумывание заглавий для них, определение связей.
Мы рассмотрели ряд способов, повышающих эффективность долговременной памяти. Теперь обратимся к приемам, облегчающим работу кратковременной памяти. Повторение — основной метод удержания информации в кратковременном хранилище на время консолидации.
Для повышения успешности и точности запоминания необходимо учитывать темп введения новых сведений и фон, на котором происходит восприятие. Слишком быстрый темп приводит к наложению одних сведений на другие и искажению информации, поступающей на хранение. Аналогичная ситуация возникает и тогда, когда материал вводится на фоне помех (радиопередач, работающего телевизора или магнитофона). Все это ухудшает качество запоминания и существенно замедляет скорость обучения. Побочная деятельность сразу после введения важной для запоминания информации нежелательна по той же причине.

4. Внимание: общее понятие, виды внимания, свойства внимания. Особенности развития внимания младшего школьника и подростка.
Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Так, некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе. Другие, наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса.
С другой стороны, существуют разногласия в том, к какому классу психических явлений следует отнести внимание. Одни считают, что внимание – это познавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий.
Внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте.
Под направленностью психической деятельности следует подразумевать ее избирательный характер, т.е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности. В понятие направленности включается также и сохранения деятельности на определенный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, - надо удержать этот выбор, сохранить его.
Под сосредоточенностью, прежде всего, подразумевается большая или меньшая углубленность в деятельность. Очевидно, что чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность внимания, т.е. требуется большая углубленность. С другой стороны, сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего.
Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой. Одно не может существовать без другого. Когда вы направляете на что-либо свое внимание, то одновременно с этим вы сосредотачиваетесь на этом. И наоборот, когда вы сосредотачиваетесь на чем-либо, то вы направляете на это свою психическую деятельность. Однако, несмотря на тесную связь между ними, эти понятия не являются тождественными. Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточенность – с углубленностью в занятие.

Физиологические основы внимания
Концентрация психической деятельности в определенном направлении и одновременное отвлечение от всего остального достигается благодаря закону взаимной индукции нервных процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга. Возникший под воздействием внешнего сигнала очаг возбуждения в коре больших полушарий вызывает торможение в других участках коры. Так обеспечиваются оптимальные, т.е. наилучшие, условия для восприятия или обдумывания того, на что направленно внимание.
С этими представлениями о физиологических механизмах внимания хорошо сочетается принцип доминанты, выдвинутый замечательным русским физиологом А.А. Ухтомским. В нервной системе под влиянием внешних или внутренних причин возникает очаг возбуждения, который на определенное время подчиняет себе остальные участки, доминирует, господствует над ними, управляет поведением.
Внимание развивается постепенно и на определенном уровне своего развития становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внимательностью. Внимательный человек – это человек наблюдательный, он достаточно полно и точно воспринимает окружающее, и учение, и трудовая деятельность у него протекают успешнее, чем у человека, не обладающего этим свойством личности.
Внимательный человек проявляется не только в познании мира и осуществлении деятельности, но и отношениях с другими людьми. Четкость, отзывчивость, понимание настроений и переживаний другого человека, способность уловить малейшие нюансы его чувств и желаний и умение учесть все это в своем поведении и общении с ним отличают внимательного к людям человека и свидетельствуют о достаточно высоком развитии личности.
Свойства:
-[/B]Устойчивость.[/B] временная характеристика внимания, отражающая длительность сохранения выбора, для поддержания внимания необходима динамика (рассмотреть со всех сторон, обратная отвлекаемость), т.е. отсутствия волевого усилия и интереса объекта. Устойчивость зависит от ряда условий, от степени трудности, от знакомства от степени понимания объекта, устойчивости способствует изменения видов деятельности : строгая точка изложения и использования наглядности.
-Концентрация. Ценным качеством внимания является степень сосредоточения его на объекте – концентрация, или интенсивность внимания. Концентрация внимания выражается в том, что внимание поглощено одним объектом. Концентрация тесно связано с объемом внимания и распределением. Чем меньше объектов внимания, тем меньше видов деятельности, между которыми необходимо распределять внимание, тем больше возможность сильной концентрации.
-Распределение. Распределение внимания выражается в том, что при любой деятельности человек может удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов. Умение распределять внимание воспитывается в деятельности и со временем становиться существенной чертой личности. Вследствие значительной автоматизации одного из видов деятельности уменьшается сила оптимального очага возбуждения в коре головного мозга и соответственно ослабевает отрицательная индукция этого очага на другие участки коры головного мозга.
-Объем. Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный период времени. Для определения объема внимания экспонируют (показывают ) группу объектов (цифры, несвязанные между собой буквы; отдельные предметы) в промежуток времени, равный 1/10 сек. Этого времени достаточно для того, чтобы возникло отчетливое зрительное восприятие. У взрослого человека объем внимания равен 4-6 объектам, не связанными между собой. Можно увеличить объем внимания, объединяя предметы в группы, и этим уменьшить количество объектов, воспринимаемых как отдельные единицы. Для первоклассника каждая буква – отдельный объект, увеличения объема внимания путем группировки предметов не должно идти в ущерб его распределению.
-Переключение. Переключение внимания – это намеренный перенос внимания с одного объект на другой. Осознанность отличает переключение от отвлечения внимания. Переключение внимания зависит от подвижности нервных процессов – от быстроты смены возбуждения и торможения. Инертность нервных процессов затрудняется переключение внимания. Следовательно, в переключаемости внимания проявляются типологические особенности человека, прежде всего подвижность и сила нервных процессов.

Виды внимания
Непроизвольное внимание ни от нашего желания, ни от нашей воли или намерений. Оно происходит, возникает как бы само по себе, без всяких усилий с нашей стороны. Что может привлечь к себе непроизвольное внимание? Таких объектов и явлений очень много, их можно разделить на группы:
•яркие, световые явления (молния, красочная реклама);
•неожиданные вкусовые ощущения (горечь, кислота, незнакомый вкус);
•что-то новое (новая прическа у человека, проехавшая машина новой марки);
•предметы и явления, вызывающие у человека эмоциональное удивление, восхищение, восторг (картины художников, музыка, различные проявления природы), при этом многие стороны действительности как бы выпадают из поля его внимания.
Внимание человека может привлекать все, что для него интересно и важно. Интересно для человека чаще всего то, что связано с его основным, любимым занятием, с тем делом, которое для него важно.
Кроме силы и неожиданности раздражителей, непроизвольное внимание может быть вызвано и контрастом раздражителей. Известно, что переход от тишины к шуму, от тихой речи к громкой привлекает внимание.
Непроизвольное внимание может быть вызвано и внутренним состоянием организма. Человек, испытывающий чувство голода, не может не обратить внимание на запах пищи, на звон ложек и вилок, на вид тарелки с едой.
Когда речь идет о непроизвольном внимании, можно сказать, что мы не обращаем внимание на те или иные объекты, а они сами завладевают нашим вниманием. Но весьма часто приходится делать над собой усилие – оторваться от интересной книги или другого интересного занятия и начать делать что-то иное, намеренно переключить свое внимание на другой объект. Здесь мы имеем дело уже с произвольным (преднамеренным) вниманием, когда человек ставит себе определенную цель и прилагает усилия, старания для ее достижения. Способность произвольно направлять и поддерживать внимание развивалась у человека в процессе труда, так как без этого невозможно осуществлять длительную и планомерную трудовую деятельность.
Развитию и укреплению произвольного внимания способствуют:
•осознание человеком значение задачи: чем важнее задача, чем сильнее желание выполнить ее, тем в большей мере привлекается внимание;
•интерес к конечному результату деятельности заставляет напоминать самому себе, что надо быть внимательным;
•постановка вопросов по ходу выполнения деятельности, ответы на которые требуют внимания;
•словесный отчет, что уже сделано и что еще нужно сделать;
•определенная организация деятельности.
Произвольное внимание иногда переходит в так называемое послепроизвольное внимание. Одно из условий такого перехода – интерес к определенной деятельности. Пока деятельность не очень интересна, от человека требуются волевые усилия, чтобы сосредоточиться на ней. Однако иногда деятельность становится столь интересным делом, что напряжение ослабляется, а порой исчезает совсем – все внимание само по себе сосредоточивается на этой деятельности и его уже не отвлекают разговоры других людей, звуки музыки и пр. Тогда можно говорить, что внимание из произвольного превратилось послепроизвольное.
В отличии от подлинного непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время в отличии от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий. Очевидно и то громадное значение, которое имеет послепроизвольное внимание для педагогического процесса. Конечно, педагог может и должен способствовать приложению учащимися волевых усилий, но этот процесс утомителен. Поэтому хороший педагог должен увлечь ребенка, заинтересовать его так, чтобы он работал, не тратя попусту свои силы, т.е. чтобы интерес цели, интерес результата работы переходил в непосредственный интерес.
Особенности развития внимания младшего школьника.
По мнению российского психолога Мухиной В.С., главной ведущей деятельностью ребенка в период младшего школьника является учебная. Учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, памяти, воображения, мышления и, конечно, внимания. Внимание у детей начинает проявляться уже в первые месяцы жизни. Сначала можно говорить о непроизвольном внимании. С возрастом ребенка оно развивается. На основе непроизвольного внимания у детей постепенно развивается произвольное. Возрастными особенностями внимания младшего школьника является сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость.
Внимание - это самоконтроль, который осуществляется про себя, сокращенно, автоматизированно. Умение быть внимательным необходимо учащимся не только для успешного обучения, но и для плодотворного выполнения всех других видов деятельности как в школе, так и после ее окончания. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или деятельности интересной, но требующей умственного напряжения.
Дети, безусловно, способны долго удерживать внимание, но это требует колоссальных усилий воли. Очень важно, чтобы ребенок все выполнял последовательно. К примеру, в работе с текстом необходимо заранее решить, что определять раньше: правильность текста по смыслу или по написанию.
Планирование, безусловно, организует внимание ребенка. Строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно и невозможно. Пед. процесс полагает умение: 1)использовать непроизвольное внимание; 2)содействовать развитию произвольного.
Развитие произвольного внимания млад. школ. является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находиться в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка. Подчеркивая пед. значения внимания, Л.С. Выгодский указывал на его целостный интегральный характер. От работы внимания зависит вся картина воспринимаемого нами мира. "Управляя вниманием, мы берем в свои руки ключ к образованию, формированию личности и характера".

5. Мышление: общее понятие, формы мышления, операции мышления. Особенности развития мышления младшего школьника и подростка.
Процесс чувственного отражения, т.е. ощущение и восприятие позволяет человеку познать внешнюю сторону предметов и явлений действительности. Но психика человека способна усложняться и отражать скрытую суть предметов и явлений, т.е. отражать существенные свойства предмета или явления, предвидеть изменения, определить назначение и значимость. Все это осуществляется в процессе мышления.
Мышление, как познавательная психическая деятельность, как самостоятельный познавательный процесс имеет свои характеристики и отличия:
- Мышление – высший уровень мыслительной деятельности, присущий только человеку.
- Мышление – это социально-обусловленный процесс(сознание развивается в соц. среде, формируется под влиянием человеческого общества в процессе обучения и воспитания.)
- Мышление неразрывно связано с речью. Речь – материальная основа мышления (2-ая сигнальная система)
- Мышление – самостоятельный поиск, открытие новых знаний (человек использует и усваивает обобщенные знания, но при этом всегда открывает что-то новое для себя).
- Мышление рождается в проблемной ситуации. (Чем больше путей решения проблемы, тем активнее процесс мышления).
- Мышление как форма познания рождается и в практической, и в теоретической умственной деятельности человека. Но истинность мышления всегда проверяется практикой.
МЫШЛЕНИЕ – это высшая форма психической деятельности человека, позволяющая отразить обобщенно и опосредованно действительность, определяя существенные признаки предметов и явлений, устанавливая существенные связи между ними.
Обобщенность – мысленное объединение предметов и явл. по их общим существенным признакам => закономерный характер мышления;
Опосредованность – познание с использованием вспомогательных средств (косвенно, через что-то: одно свойство через другое, неизвестное через известное).
Виды мышления
1) По генезису (по форме): наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое.
- Наглядно-действенное – самое простейшее – возникает в практической деятельности, требует манипулятивно-предметной деятельности. Лишь по мере развития практической деятельности выделяется как относительно самостоятельная теоретическая мыслительная деятельность. Не только в историческом развитии человечества, но и в процессе психического развития каждого ребенка исходной будет не чисто теоретическая, а практическая деятельность. Внутри этой последней и развивается вначале детское мышление. В преддошколъном возрасте (до трех лет включительно) мышление в основном наглядно-действенное. Ребенок анализирует и синтезирует познаваемые объекты по мере того, как он руками, практически, разъединяет, расчленяет и вновь объединяет, соотносит, связывает друг с другом те или иные предметы, воспринимаемые в данный момент. Любознательные дети часто ломают свои игрушки именно с целью выяснить, «что там внутри».
- Наглядно-образное: преобладание первой сигнальной системы – художественный тип мышления. Наблюдается взаимосвязь восприятия с мышлением, т.е. выделение существенных признаков, связей между явл. Осуществляется с опорой на представление и образ. В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т.е. в возрасте четырех - семи лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется систематического практического манипулирования (действования) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле). Дело в том, что наглядно-образное мышление детей еще непосредственно и полностью подчинено их восприятию, и потому они пока не могут отвлечься, абстрагироваться с помощью понятий от некоторых наиболее бросающихся в глаза свойств рассматриваемого предмета. Думая об этой лепешке, дети смотрят на нее и видят, что на столе она занимает больше места (большее пространство), чем шарик. Их мышление, протекающее в форме наглядных образов (следуя за восприятием), приводит к выводу, что в лепешке теперь больше теста, чем в шарике.

Отвлеченное мышление. (Абстрактно-логическое: установление существенных признаков, связей, отношений с опорой на понятие. Понятие обозначается знаковой системой – это оперирования понятиями, словами). На основе практического и наглядно-чувственного опыта у детей в школьном возрасте развивается — сначала в простейших формах — отвлеченное мышление, т.е. мышление в форме абстрактных понятий.
Овладение понятиями в ходе усвоения школьниками основ различных наук - математики, физики, истории - имеет огромное значение в умственном развитии детей. Формирование и усвоение математических, географических, физических, биологических и многих других понятий в ходе школьного обучения составляют предмет многочисленных исследований (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Г.С. Костюк, НА. Менчинская, Р.Г. Натадзе, Д.Б. Эльконин и др.). В этих работах детально прослеживается, какие именно признаки понятий, в какой последовательности, при каких условиях усваиваются учащимися. В конце школьного обучения у детей формируется - в той или иной степени - система понятий. Ученики начинают успешно оперировать не только отдельными понятиями (например, «удельный вес», «млекопитающие», «критический реализм»), но и целыми классами или системами понятий (например, система геометрических понятий). Наглядность играет двоякую роль в процессе развития понятий у учащихся. С одной стороны, она облегчает этот процесс. На начальных этапах развития мысли ребенку легче оперировать с наглядным, чувственно-конкретным материалом. Например, многие исторические понятия («боярин», «смерд») гораздо прочнее усваивают на основе соответствующих наглядных изображений, картин, рисунков, иллюстраций из художественной литературы и т.д.Но с другой стороны, не всякая наглядность и не при любых условиях создает благоприятные предпосылки для формирования отвлеченного мышления у школьников. Чрезмерное количество ярких, конкретно-чувственных деталей в наглядных пособиях и иллюстрациях может отвлекать внимание от основных, существенных свойств познаваемого объекта. Тем самым затрудняется анализ и обобщение этих существенных признаков. Развитие отвлеченного мышления у школьников в ходе усвоения понятий вовсе не означает, что их наглядно-действенное и наглядно-образное мышление перестает теперь развиваться или вообще исчезает. Наоборот, эти первичные и исходные формы всякой мыслительной деятельности по-прежнему продолжают изменяться и совершенствоваться, развиваясь вместе с отвлеченным мышлением и под его влиянием. Не только у детей, но и у взрослых постоянно развиваются - в той или иной степени - все виды и формы мыслительной деятельности, например, у техников, инженеров и конструкторов особенно большого совершенства достигает наглядно-действенное мышление, у писателей - наглядно-образное (конкретно-чувственное) мышление и т.д.

2) по характеру решаемых задач. связан с процессом познания. Познание бывает 2 уровней:
- эмпирический уровень => эмпирическое мышление (опыты)
- теоретический уровень – теоритическое мышление.
3. По степени развернутости:
- Деструктивное (логическое) – основано на рассуждении, планировании.
- Интуитивное – основано на глубине анализа по внутреннему порыву, подсознательному действию.
4. по степени новизны и оригинальности
- Творческое (создание авторского, нового, причем самостоятельно, активно, инициативно)
- Репродуктивное (воспроизводящее) – опора на образец или вариант. Связан с процессом памяти и восприятия.
5. По действенности контроля: критическое и некритическое

Операции:
Мыслительная деятельность совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.
Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними. Сопоставляя вещи, явления и их свойства, сравнение вскрывает тождество и различие, что приводит к классификации предметов и явлений.
Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции, 6неразрывно связанные между собой. В единстве они дают полное и всестороннее знание действительности.
Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств.
Синтез - это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных его свойств. Синтез, опираясь на результаты анализа, обеспечивает знание объекта в целом.
Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств предметов и явл. при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств. Выделенные в процессе абстрагирования признак или свойство предмета мыслятся независимо от других признаков или свойств и становятся самостоятельными объектами мышления. С помощью абстрагирования мы можем получить абстрактные понятия – смелость, радость, красота, тяжесть, равенство, дистанция и т.д.
Обобщение – тесно связано с абстракцией. При обобщении предметы и явления соединяются вместе на основе их общих и существенных признаков. (н-р «фрукты», «города»...)
Конкретизация – это мысленное представление чего-то единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. (например конкретные примеры при ответе)

формы мышления
1. Речевое мышление основывается на формировании понятий.
Понятие – это изначальная форма мышления, на основе которой обозначается предмет, явление, состояние и т.п., выражение общего, наиболее существенного в предмете или явлении. Например, в понятие «человек» входят такие весьма существенные признаки, как трудовая деятельность, производство орудий труда, членораздельная речь. Все эти необходимые важнейшие свойства отличают людей от животных. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя.
Понятия могут быть:
*общими («ученики»), *единичными («ученик Вася»), *конкретными, *абстрактными, *теоретическими.
Понятия – это категории, которые формируются в сознании благодаря жизнедеятельности, Д, обучению; чем больше понятий, тем больше знаний, тем глубже понимание.
Различают простые и сложные понятия. (в простом – одно главное слово, в сложном – несколько значений) В процессе восприятия складываются понятия, но их основа – образ, только самое видимое, и этот образ непосредственен. В процессе мышления понятие обобщенное, часто абстрактное и опосредованное.
2. Суждение – это такой мыслительный материал, который позволяет не только усваивать понятия, но и оперировать ими, рассуждать по поводу чего-либо, т.е. это либо утверждение, либо отрицание. Например, суждение «Металлы при нагревании расширяются», выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов. Устанавливая, таким образом, различные связи и отношения между понятиями, суждения являются высказываниями чего-то о чем-то. Они утверждают или отрицают какие-либо отношения между предметами, событиями, явлениями действительности. Например, когда мы говорим: «Земля вращается вокруг Солнца», мы тем самым утверждаем наличие определенной объективной связи в пространстве между двумя небесными телами
В суждениях может раскрываться какой-то закон, правило, перечисление фактов, констатация связей.
Суждение – это не законченная мысль, оно требует доказательств.
Суждения бывают:
- общими – утверждение либо отриц